Во время транспортировки и
хранения значительно меньше испаряется и окисляется. Казалось бы, что для
оценки его пригодности к использованию достаточно иметь паспорт качества и
сверить его с требованиями ГОСТа. И действительно, для подавляющего большинства
показателей (цетановое число, фракционный состав, кислотность, содержание серы,
температура застывания, йодное число, вязкость) такого сопоставления будет
достаточно. Однако дизельное топливо более подвержено загрязнению и обводнению,
что, обычно, происходит при приемо-раздаточных и транспортных операциях. Кроме
того, при хранении в неочищенных резервуарах в нем накапливаются смолистые
соединения. Чтобы определить по этим показателям пригодность топлива к использованию
в быстроходном дизельном двигателе, не требуется сложного и дорогостоящего
оборудования. Эти простые анализы вполне можно выполнить с помощью оборудования
ручной лаборатории, и нет надобности отправлять пробу на специальные
исследования. Рассмотрим эксплуатационные свойства и пригодность к
использованию в двигателе дизельного топлива Л-0,5, которое хранили в емкости
хозяйства в период от посевной до уборочной. Данные, приведенные в паспорте,
свидетельствуют о том, что с нефтебазы отпущено топливо, качество которого
полностью соответствует требованиям стандарта. Если бы оно таким же поступало и
в бак машины, то была бы обеспечена длительная надежная работа топливной
аппаратуры и всего двигателя в целом. Однако по пути следования от нефтебазы до
нефтесклада хозяйства и во время хранения свойства топлива ухудшились:
произошло его незначительное обводнение, осмоление и существенное загрязнение
механическими примесями. По-видимому, топливо хранили в неочищенном и плохо
закрытом резервуаре, куда попадала атмосферная влага и пыль из окружающего
воздуха. Содержание фактических смол увеличилось примерно на 25%, что
несомненно приведет к закоксовыванию отверстий распылителей, зависанию иглы, а
это, в свою очередь, вызовет ухудшение качества распыла, смесеобразования и
повышение расхода топлива. Как видно, изменение, даже не очень большое, только
одного параметра оказывает значительное влияние на работу двигателя.